Благотворительный фонд «Родные берега» совместно с музыкантами коллектива «Volkonsky Consort» создаёт цикл детских музыкальных сказок-новелл, состоящий из 9-ти произведений двух самых именитых в мире сказочников: Шарля Перро и Г.Х. Андерсена.
Цель проекта: пробудить в детях интерес к саморазвитию, вовлечь их в процессы творчества, воспитать в них жизненную потребность в творчестве как таковом, помочь осознать необходимость самореализации для успешной и счастливой жизни в обществе.
Возрастная группа: 5-9 лет.
Сказки будут представлены публике в совершенно необычном формате: на сцене вокруг ансамбля старинной музыки будет разворачиваться театрализованное действие с применением самых современных сценических технологий – на медиа-экране будут оживать декорации и герои спектакля.
Удивительной находкой творческого коллектива и изюминкой проекта является тончайшее гармоничное переплетение сказки и музыки давних эпох, исполняемой на уникальных аутентичных инструментах. Старинная музыка звучит на протяжении всего хода действия, погружая в чарующую атмосферу сказки, уводя в восхитительное волшебное путешествие вслед за её героями.
В проекте юным зрителям будут представлены сказки:
Ш. Перро
- Спящая красавица;
- Золушка;
- Красная шапочка;
- Рикки с хохолком
- Кот в сапогах
- Подарки феи
Г. Андерсен
- Дюймовочка
- Гадкий утенок
- Дикие лебеди
- Цветы маленькой Иды
Почему мы считаем, что именно сказка в сочетании со звучанием аутентичных эпохе инструментов наиболее положительным образом способна влиять на душу и эмоциональное развитие ребёнка, тем самым помогая выполнять важнейшую общественную задачу по воспитанию гармоничной личности, которой присущи правильные нравственные ориентиры и жизненные установки? Вот лишь несколько аргументов:
• В сказке прописаны отношения между людьми и жизненные ситуации – любовь, дружба, обман, радость, грусть…
• Сказка— это самый понятный для ребенка способ узнать, что же такое жизнь и как с ней «обращаться».
• Сказочные образы очень однозначны – хороший, плохой, добрый, злой, жадный, щедрый, умный, глупый. Никаких «полутонов», непонятных ребёнку.
• В сказке всегда побеждает добро. А это необходимо ребёнку, чтобы не бояться. Когда ты уверен, что добро победит, ты смело идёшь вперёд.
• В сказке правят хорошие дела: трудолюбие, ум, щедрость… Ребёнку просто понять, каким нужно быть, чтобы всё получалось.
• Ребёнок, который верит в сказки, верит в хорошее. А это помогает ему улыбаться и не бояться.
• В сказках — мудрость веков, которую, ребенку нелегко уловить в нашем сложном мире.
Стоит отметить, что все сказки, представленные в проекте, входят в список литературы, рекомендованной РАН для гармоничного развития и воспитания детей, Ш. Перро является первым в мире детским автором, а его сказки первыми в мире произведениями, написанными специально для детей — то есть эталоном детской литературы.
Сказка крайне важна для формирования личности ребёнка. Это положение прекрасно сумел выразить русский философ Иван Ильин: «Сказка будит и пленяет мечту. Она дает ребенку первое чувство героического — чувство испытания, опасности, призвания, усилия и победы; она учит его мужеству и верности, она учит его созерцать человеческую судьбу. Сложность мира, отличие «правды и кривды». «…» Национальное воспитание неполно без сказки…»
И с этих позиций именно язык старинной музыки является идеальной аутентичной иллюстрацией к сказочным сюжетам. Не случайно многие сказки начинаются зачином «давным-давно», «в некотором царстве» – благодаря этим словам мы сразу уносимся в непонятное, давнее, волшебное время. Такую же роль в нашем проекте играет как визуальный ряд – на сцене представлены незнакомые детям инструменты (виолы, блокфлейты, корнамуз, шалмей, ребек), так и слуховые впечатления. Необычное звучание старинных инструментов, непривычные и притягательные мелодии, многим из которых минуло уже несколько веков, с первых звуков вовлекают маленького зрителя в особый мир.
Музыкальный ряд может охватывать эпоху средневековья, Возрождения, барокко, и задача здесь вовсе не в историческом соответствии. Среди выдающихся образцов музыки XIII- XVII веков выбираются те, которые в данным момент могут более рельефно, более выпукло с точки зрения музыкальной драматургии подсветить образы сказочных героев, раскрыть сюжетные коллизии, заставить зрителя сопереживать происходящему.
Дети, быть может, впервые в жизни услышат именно в этих спектаклях творения великих мастеров – Баха. Генделя, Телемана, Рамо, Люлли, Куперена, Палестрины, Марчелло, Вивальди; соприкоснутся с музыкальным наследием разных стран, уходящим своими корнями в фольклор – многие песни и танцы не имеют указанного авторства по той простой причине, что их распевал весь народ. И пусть даже ребенок не запомнит странных и непонятных ему имён, и термины типа «барокко» пока сложно ему объяснить, – главное, что в его памяти останется ощущение праздника, света и волшебства. А быть может, в дальнейшем ему захочется самому придумать свою сказку, подобрать к ней музыку, или научиться петь или играть на музыкальном инструменте, чтобы рассказывать свои музыкальные истории.
Таким образом проект «Цветы маленькой Иды» без преувеличения является со всех сторон уникальным проектом: со стороны необычного сценического формата, со стороны духовно — нравственного воспитания ребенка и как уникальный метод знакомства ребенка с миром музыки.